top of page

Конструктор социальных практик как механизм решения социальных проблем защиты детства

Обновлено: 20 мар. 2020 г.

В.И. КОЖАРСКАЯ, руководитель проекта «Конструктор социальных практик НКО» С.П. БОРЗОВ, программный директор проекта «Конструктор социальных практик НКО»

Сегодня стало очевидным, что решить задачи качества услуг в системе профилактики невозможно без системных сдвигов. Необходимо создание и внедрение в региональные системы помощи детям и семьям таких социальных технологий, которые могут существенно повлиять на положение целевой группы и при этом легко масштабироваться.

Многолетний опыт работы АНО ДПО «Институт социальных услуг и инноваций «ВЕКТОР» по разработке, внедрению и сопровождению технологий в сфере профилактики семейного неблагополучия помог нам своевременно понять, что в настоящее время «прорывные проекты» силами одной организации, даже достаточно крупной — это очень тяжелая, часто неподъемная ноша. Современный уровень создания востребованной и качественной социальной технологии требует наличия достаточного числа экспертов, организационных и материальных ресурсов, возможности проведения апробации на разных региональных площадках, создания качественного методического обеспечения и организации процесса не только обучения, но точечного, длительного сопровождения региональных команд и отдельных специалистов, вовлеченных в освоение технологии. Обеспечить в одной организации все ресурсы, необходимые для решения этих задач, очень сложно.

Поэтому изначально главным принципом деятельности «ВЕКТОРА» при реализации инфраструктурных проектов было развитие продуктивного и стабильного партнерства с ведущими экспертами, ресурсными центрами и профессиональными НКО в регионах Российской Федерации.

Исходя из нашего опыта, мы считаем, что масштабный, прорывный проект, ставящий своей целью внедрение социальной технологии, существенно влияющей на положение целевой группы, требует обеспечения нескольких принципиальных моментов.

1. Направленность на решение реально значимой для регионов РФ социальной проблемы, верный выбор базовой технологии помощи, основанной на ценностях семейно-ориентированного подхода, когда основная цель — это восстановление способности семьи самостоятельно справляться с кризисом, разработка не только содержания, но и разворачивания сервисной инфраструктуры, необходимой для внедрения технологии на региональных площадках. Возможность реализации этих задач напрямую зависит от качества и количества вовлеченных в проект экспертов.

2. Создание реального продукта, востребованного практикой, возможно только через профессиональную кооперацию разных команд из различных регионов. Отсутствие готовности к реальной кооперации и открытому партнёрству — одна из основных причин малого количества системных проектов.

3. Целью проекта является не только внедрение технологии, но и формирование профессионального сообщества, приверженного идее важности реализации новой инновационной практики. Наиболее важная сущностная вещь, которая происходит в рамках проекта, — это то, что его участники формируют новое профессиональное сообщество, в котором они осознают себя субъектами процесса, направленного на изменение системы оказания помощи целевой группе (благополучателям) проекта. Это в свою очередь требует формирования принципиально новых правил взаимодействия в межрегиональной команде, формирования новых компетенций, признания возможности смещения «центра компетенций», гарантированного сохранения авторского права участников на созданные ими части продукта, наличия в концепции проекта механизмов создания эффективных «профессиональных лифтов» и др.

4. Создаваемый совместно в проекте продукт должен быть технологичен и обладать возможностью не только трансляции, но и масштабирования, что подразумевает наличие в плане продвижения продукта момента «отчуждения технологии», когда пилотные площадки проекта становятся способными к самостоятельной трансляции разработанной технологии в полном объеме.

Именно эти принципы мы положили в основу нашего первого системного проекта, направленного на повышение уровня профессионализации социальных услуг, с НКО «Мастерская СО НКО: Точки роста», который был реализован в 2107—2018 годах при поддержке Фонда президентских грантов.

Проект «Мастерская СО НКО: Точки роста» был посвящен хотя и важным, но внутренним проблемам развития НКО сектора на рынке социальных услуг.

Далее мы решили применить и развить эти подходы для решения стратегических проблем в сфере профилактики семейного неблагополучия — путем восполнения дефицитов наличия эффективных работающих технологий для основных целевых групп профилактики и их быстрого внедрения в региональные системы защиты детства. Так родился замысел проекта «Конструктор социальных практик НКО». Наиболее острая и важная тема профилактики социального сиротства — благополучие детей в замещающих семьях и «вторичное сиротство». Активное развитие технологий в области профилактики семейного неблагополучия кровных семей, в том числе технологий раннего выявления и работы со случаем, успехи в выявлении и оказании помощи семьям на ранней стадии кризиса подвигли коллег, занятых в сфере семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, пробовать применять в своей практике не только принципы, но и методики работы с кровными семьями. Опыт показал, что прямое копирование подходов и инструментария неэффективно. Для эффективной профилактики дезадаптации замещающих семей необходимы свои подходы и инструменты.


Для решения проблемы «Конструктор социальных практик» в качестве задела/ базового пакета мы решили использовать технологию индивидуализации, разработанную командой специалистов под руководством С.П. Борзова и прошедшую экспертизу в Лаборатории психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности и сиротства Московского городского психолого-педагогического университета. Предложенные в технологии принципы профилактики дезадаптации замещающей семьи основаны на выявлении наличия и оценке степени выраженности факторов риска дезадаптации ребенка в семейной системе, на изменении программы работы с семьями по результатам этой оценки.

История создания и внедрения данной практики весьма показательна. В 2012—2014 гг. команда БФ «Новое развитие» (С.П. Борзов, Г.В. Романовская, Н.Г. Королева, г. Томск), при поддержке Департамента по вопросам семьи и детей Томской области (начальник М.А. Шапарева), опираясь на опыт стандартизации социальных услуг Национального фонда защиты детей от жесткого обращения (Москва), разработал и успешно апробировал первый вариант новой технологии. В апробации технологии принимали участие специалисты Зырянского (директор Т.Н. Шайдо) и Бокчарского (директор О.А. Галанцева) детских домов. В 2015 г. разработанный БФ «Новое развитие» проект «Защита права ребенка на жизнь и воспитание в семье через индивидуализацию программ подготовки и сопровождения замещающих родителей» вошел в 100 лучших социально значимых проектов РФ и был представлен на всероссийском форуме «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития». В этом же году в рамках президентского гранта внедрение технологии в двух регионах РФ организовал Благотворительный фонд профилактики социального сиротства (Москва). В 2018 году за эту тему попробовали взяться специалисты одного из ведущих университетов России, но отказались после осознания масштабности проекта и отсутствия гарантированного финансирования. Во всех случаях активное применение технологии завершалось с окончанием грантового финансирования. Таким образом, институционализации и применения на региональном уровне технологии индивидуализации не получилось, несмотря на признание ее практической ценности специалистами и закрепления в виде практики в отдельных организациях.


Так мы обнаружили ситуацию, когда есть работающая технология, показавшая свою полезность и востребованность, — и при этом отсутствуют эффективные механизмы, которые помогут сделать ее широко доступной специалистам и службам. Чтобы разрешить это противоречие, был задуман, разработан и реализован проект «Конструктор социальных практик НКО: улучшение качества жизни детей в замещающих семьях».

Актуальность проблемы и накопленный опыт позволил нам сформировать реальную команду единомышленников, привлечь необходимых экспертов, подготовить стартовый пакет методик для внедрения в регионы, разработать системную образовательную программу и комплекс мер методической и управленческой поддержки вовлеченных в проект специалистов. На протяжении всего проекта специалисты имели доступ к поддержке экспертов, возможность получения необходимых знаний и обмена опытом их применения в своей повседневной практике. Было организовано постоянное взаимодействие и совместное обсуждение возникающих вопросов и проблем.


20 НКО площадок из 11 регионов РФ, от Хабаровска до Санкт-Петербурга, решали задачу доработки, апробации и внедрения технологии, позволяющей индивидуализировать работу с семьей на разных этапах организации замещающей заботы: подготовки приемных родителей, сопровождения и поддержки семей.

Нам важно было «пропустить» предлагаемую методику через работу специалистов с конкретными семьями в различных региональных, социально-культурных и организационных условиях, чтобы создать удобный практико-ориентированный профессиональный инструментарий, который можно предлагать всем помогающим специалистам, работающим с замещающими семьями, и самим родителям.

В процессе совместной работы выделились новые лидеры, которые готовы участвовать и самостоятельно развивать результаты проекта. В итоге количество регионов, специалисты которых принимали участие в проекте, превысило запланированные цифры. В ходе проекта к нему присоединилось более 400 специалистов и организаций из 29 регионов Российской Федерации. Все это подтверждает правильность выбранных нами подходов.


В настоящем сборнике представлен продукт совместной деятельности межрегиональной команды. Наиболее опытные НКО на основе углубленной работы с методикой, проверки ее на большом количестве семей, с учетом опыта других площадок, подготовили расширенные описания факторов риска дезадаптации ребенка в замещающей семье.

В результате партнёрской работы пакет материалов, описывающий алгоритм и методику оценки факторов риска дезадаптации ребенка в замещающей семье, вырос по объёму в четыре раза, стал более системным, практико-ориентированным. В новой версии представлены уточненные описания технологической цепочки применения методики; расширенные описания критериев — факторов риска дезадаптации семьи, по каждому фактору приводится комплекс методических и информационных материалов для специалистов и рекомендации для родителей.


Исходя из идеологии проекта, мы не ставили задачу завершения работы над методическими материалами и инструментами, это не «скрижали». На данный момент мы разработали и апробировали все, что было запланировано, и сейчас запускаем планомерный процесс доработки всего пакета. Доработка будет осуществляться в ходе накопления опыта применения новых подходов, опираться на систематический анализ эффективности их применения. Обоснованные изменения будут периодически вноситься в те части пакета документов, где это будет необходимо (с точки зрения опыта применения в регионах).


Наша цель — не просто передать знания и навыки экспертов проекта, а сформировать новое профессиональное пространство, основанное на ценностях семейно-ориентированного подхода, поддерживающих принципах, когда основная цель — это восстановление способности семьи справляться с кризисом. Это требует более длительной работы по формированию новой профессиональной позиции, освоению ценностей социальной работы как реального инструмента принятия решений в процессе повседневного взаимодействия с семьями целевой группы. Мы продолжим работу по формированию профессионального пространства через систему регулярных открытых супервизорских групп и методических консультаций, будем способствовать развитию горизонтальных связей между участниками проекта. Все материалы проекта выложены в открытом доступе, для новых единомышленников мы продолжим образовательную программу, но уже с учетом полученного опыта применения технологии.

Выражаем признательность всем участникам проекта за готовность и желание учиться и работать лучше, чтобы эффективнее помогать семьям и детям. За готовность помогать коллегам и бескорыстно делиться опытом и уникальными наработками.

Сохранение веры в возможность изменения «системы» к лучшему и готовность тратить на это свои силы — вот то главное, что продемонстрировали члены нашей большой команды, реализуя проект. Это заслуживает большого человеческого уважения и профессионального признания. И это доказывает, что любые изменения возможны, когда такие профессионалы объединены единой задачей и настроены на ее решение.

Мы благодарим всех участников проекта за возможность работать вместе в одной команде и надеемся на продолжение сотрудничества!


0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page