
О специфике программы подготовки супервизоров
- Правильно ли я понимаю, что задача супервизора вести команду специалистов к улучшению качества работы? И «Вектор» этому учит?
- Да. Полагаю, наша программа уникальна. Во всяком случае, насколько я знаю, это первая такая программа. Существует достаточно много программ подготовки супервизоров из психологов. Они есть в различных психологических и психотерапевтических школах. В принципе у любого психологического направления со временем может возникнуть специализация по супервизии. А вот программы подготовки супервизоров в социальной сфере, поскольку есть общие вещи и есть специфика, я ещё не встречала. Допускаю, что может и есть, но не попадалась. Впрочем, здесь важно уточнить один существенный момент. Встречалась подобная программа у кого-то из специалистов в Москве, да и «Вектор» раньше обучал супервизоров, но это были программы на 72 часа. То есть более короткие, более точечные, чем наша. У нас в программе 250 часов именно на переподготовку. Вот такой программы я точно не встречала. Что такое программа профессиональной переподготовки? По большому счету это вторая специальность, а не курсы повышения квалификации.
- Как изменятся специалисты, которые пройдут обучение по данной программе? Чему они научатся?
- Во-первых, специалисты проходят определенный отбор. Есть определенные требования: к образованию, опыту, личностным качествам. При освоении этой программы тот специалист, у которого недостаточно сформированы или можно сказать «прокачены» определенные личностные качества, столкнётся с трудностями. Так или иначе ему придётся или заниматься развитием у себя этих качеств или, есть вероятность, что человек примет решение даже покинуть программу. По-человечески не выдержит. К примеру, на одной из сессий мы с Екатериной Селениной говорили про то, насколько сильно связаны ценности человека, причём, не декларируемые, а внутренние ценности, те, которые проявляются в поступках и делах, с личностными качествами. И как эти внутренние ценности и личные качества трансформируются в профессиональные навыки. Например, если для меня внутренне человек представляет реальную ценность и имеет значение уважение к этому человеку, то мне гораздо проще даже по-человечески, то есть больше личностно, чем профессионально, воспринимать разные ситуации. Поскольку я признаю право другого человека на поступки. Отсюда у меня выходит профессиональный навык: сохранять профессиональную позицию и не давить на человека, оставляя за ним эту определенную свободу воли. Не наступать на человека авторитарно.
- То есть некоторая личностная неопределенность, не оформленность или даже незрелость закрывает возможность участия в программе?
- Не мы закрываем эту возможность! Просто участник столкнётся с тем, что ему будет некомфортно, неудобно и придётся либо изменяться, либо перестать участвовать. С другой стороны, даже само понимание, где у тебя «белые зоны» уже ведёт к изменениям. Безусловно наше обучения не является терапией. Но осознание того, где ты спотыкаешься, что у тебя лично недостаточно проработано, даёт возможность проработать и идти дальше.
- 250 часов это же очень долгий курс?
- Да, это большой кусок жизни. Но и программа у нас насыщенная. Мы начали в ноябре 2020 года и закончим в декабре 2021 года. В этой программе очень много практики. И мы понимаем, что по большому счету для того, чтобы просто освоить алгоритм проведения супервизии 250 часов не надо. Казалось бы, можно просто освоить алгоритм: делай раз, делай два, делай три. Но это не даёт нужных эффектов! А вот формирование навыков удержания профессиональной позиции, анализа, формирование умения увидеть, где факт, а где гипотеза – требует времени и более глубокого подхода. Согласитесь, что очень часто мы путаем факты и гипотезы. Принимаем гипотезу за факт и на основании гипотезы строим свои собственные гипотезы. И так идёт дальше ошибка. Необходимо научиться отделять одно от другого. Сформировать навык анализа. И с одной стороны эта работа очень эмоциональная, а с другой – очень аналитичная. И такая работа захватывает.