top of page

Светлана Шулятьева: важно увеличивать ресурсность семьи



Многие жители России никогда не были там, где живёт и трудится наша собеседница. ХМАО – звучит как имя сказочного богатыря, как нечто загадочное и непонятное. А, между тем, у Перми и Нягани есть небольшой, но весьма эффективный опыт сотрудничества. О том, как всё начиналось и как складывалось сотрудничество мы поговорим со Светланой Шулятьевой - психологом Няганского центра социальной помощи семье и детям.


- Как начиналось ваше сотрудничество с АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР»?


- В 2013 году в Москве на конференции по депривациям детей оставшихся без попечения родителей мы познакомились с Екатериной Селениной. У нас состоялась встреча и разговор по поводу детей сложной категории, воспитывающихся в семьях. Мы в то время активно занимались устройством детей на территории округа. С 2012 по 2018 – за пять лет – мы устроили семьдесят одного ребёнка. А тогда, в 2013 году нас волновало именно нахождение детей в семьях приёмных и как работать с этими семьями, чтобы дети лучше адаптировались при устройстве. Екатерина Селенина нам предлагала консультации. Мы ездили в Москву. Специально встречались. Вера Серебрякова, директор центра, отправляла меня туда. У нас плодотворно велась работа в научно-методическом плане с помощью Екатерины Селениной. Екатерина приезжала также в Сургут на курсы повышения квалификации. Мы проходили тренинги по обучению замещающих семей. В этот период (с 2013 по 2018 год) мы обучались у Вероники Аслон по адаптационным периодам устройства детей в замещающие семьи. Наше сотрудничество привело к тому, что ни одного возврата из семидесяти одного устроенных детей мы не допустили. Тогда же был внедрён элемент новой технологии: выезда на территории наших партнёров. Мы заключали соглашение куда устраивали детей. С опеками работали и под их эгидой с замещающими семьями, куда устраивали детей. При трудных кризисных ситуациях мы выезжали и корректировали в межведомственном пространстве – с образовательными организациями территорий, с комиссиями по делам несовершеннолетних поведение детей и повышали таким образом ресурстность замещающих семей. И семьи выдерживали этот стресс, когда ребёнок сложно адаптировался.

В 2017 году мы вышли на проектную деятельность с ресурсным центром города Сургута. Это методически центр нашего округа. При участии Екатерины Селениной мы создали вместе проект IT-технология интервизия. Проект назывался «Ради детей». В 2017-2018 году мы его реализовали. У нас была создана территориальная площадка на платформе методического центра. То есть все территории округа могли выходить на эту площадку в возникающих сложных случаях воспитания детей в замещающих семьях, записывать случаи по специальной форме. Форма была разработана и на этой площадке располагалась. Тут же координатор отправлял смс о том, что случилась какая-то ситуация. Специалисты округа присоединялись и помогали в сложных случаях. Таким образом у нас восемь возвратов было предупреждено в Ньягани и в территориях.


- Восемь предотвращённых возвратов – это существенная цифра? Трудно понять, не будучи погруженным в ваши обстоятельства.


- Это существенная цифра. Восемь возвратов, когда в целом в округе их может быть до двенадцати – это существенная мерка. Помощь специалистам в экстренных или в кризисных ситуациях сопровождения замещающих семей была оценена положительно. Мы показывали этот опыт в различных регионах России на форумах и на выставках IT-технологию интервизия демонстрировали. Когда мы уже заканчивали реализацию данного проекта, АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» выиграл грант именно по работе с замещающими семьями – «Конструктор социальных практик НКО: улучшение качества жизни детей в замещающих семьях». Екатерина Селенина нас об этом сразу проинформировала. Мы согласовали этот вопрос с нашим методическим центром Сургута, получили одобрение и вышли на «Вектор» с предложением, что у нас есть ресурсность для участия в этом межрегиональном партнёрском проекте. В этом проекте мы являлись опорной площадкой – Ньяганский центр социальной помощи семье и детям. Мы тогда уже так назывались. Мы ознакомили одиннадцать территорий округа с факторами риска дезадаптации замещающей семьи, чем вызвали очень большой интерес в регионе. Семь организаций с нами сотрудничало.


- В чем проявлялся интерес в регионе?


- Территории заинтересовала сама сущность технологии. Ведь оценивалось не только поведение ребенка. Замещающие семьи привыкли, что если проблема, то проблема в самом ребенке. А методика показала, что нужно обратить внимание на свои какие-то дефициты в родительских компетенциях. Так же методика предлагала способы, технологии и приёмы выхода из этих дефицитов. И вот именно такая база методическая, которой больше не было нигде в России, привлекла внимание наших специалистов. Приёмные родители, опекуны могли оценить свои сильные и слабые стороны. То есть оценить свои риски и ресурсы.


- То есть новым было то, что технологии, которые предлагали специалисты «ВЕКТОРА» работали на семью, на её развитие?


- Да. У родителей изменилось понимание приоритетов. Они задумались над тем, что необходимо изменять поведение родителя в отношении ребёнка.


- Светлана, а лично Вам что ценно в сотрудничестве с «ВЕКТОРОМ»?


- В работе с «ВЕКТОРОМ» нам ценно то, что идёт огромное информационно-методическое сопровождение. Как обычно строится работа? Провели занятие, дали материал и оставили с этим наедине. У «ВЕКТОРА» всё не так. Далее, после обучения, всегда идет супревизорское сопровождение. Ядро работы с этой организацией – супервизии по целевой группе! Важно, что супервизии ведут профессионалы высочайшего класса, имеющие огромный опыт. Повторюсь, нам важно и ценно, что работа выстраивается по конкретной целевой группе.


- В чем особенность Ханте-Мансийского автономного округа в работе с приёмными и замещающими семьями?


- Наш регион отличается тем, что у нас слаженная и сложенная система семейного устройства детей. То есть у нас нормативно-правовые документы определяют деятельность служб подготовки замещающих семей не только на этапах подготовки и выдачи сертификата в кризисной ситуации, а именно в профилактическом плане многое делается для того, чтобы предупредить возвраты. 576 приказ департамента, который изменяет с 2014 года работу в округе, поскольку начинает проводиться ежегодное тестирование подопечных на комфортность проживания в семьях опекунов-попечителей и приёмных родителей. Так осуществляется выявление факторов риска жестокого обращения и суицидальных намерений. То есть все несовершеннолетние дети проходят это тестирование в центрах, где профессионалы-специалисты составляют свой специальный диагностический комплекс. Так же специалисты готовят заключение по результатам ежегодного тестирования. Форма заключения составлена на базе опыта работы региона. Восемь лет мы так работаем. Уже работая с «ВЕКТОРОМ», мы ввели в заключение такое понятие как «риск дезадаптации приёмного ребёнка», где постарались определить реперные точки дезадаптации ребёнка в семье. И в перспективе мы планируем внести именно в этот нормативно-правовой документ «Факторы риска дезадаптации».


0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page